Волгоградский государственный технический университет

на сайте в Интернете
Программа Университетский кластер

Волгоградская сетевая академия Cisco

Master of Business Administration (MBA)

Проект Tempus

Именная

Всероссийская программа «Поколение Милк»

Проект Финансовая грамотность

Научно-техническая библиотека ВолгГТУ

Известия ВолгГТУ - периодическое научное издание

Учебно-методическое управление

Файловое хранилище

Campus France

Francomania

Открытый каталог научных конференций

Главная > Университет > История университета

Волгоградский государственный технический университет сформировался, вырос и достиг современного уровня, сохранив и развив традиции Сталинградского тракторостроительного и механического института. Институт был основан в 1930 года всего на месяц ранее пуска первенца отечественного тракторостроения - Сталинградского тракторного завода, для которого первоначально и предназначалась подготовка специалистов с высшим техническим образованием.

За первое десятилетие институт добился серьезных успехов в организации учебно-воспитательной работы, в подготовке высококвалифицированных специалистов. Он выпустил за это время около 1300 инженеров, которые успешно работали на ведущих предприятиях машиностроительной, автомобильной и оборонной промышленности. 386 выпускников института занимали руководящие командные должности. Значительное место в работе института в предвоенные годы занимала подготовка специалистов без отрыва от производства. Она осуществлялась на вечернем отделении, которое было создано в июле 1931 года. Оно готовило специалистов с высшим образованием в вечерних группах и высококвалифицированных рабочих на фабрично-заводских технических курсах. В вечерние группы принимались рабочие и служащие предприятий и учреждений. На фабрично-заводские технические курсы зачислялись только работники СТЗ и завода "Баррикады". На курсах обучение шло за счет средств этих заводов.

Война резко изменила всю жизнь института. В конце июня 1941 года значительная часть студентов была направлена на учебу в Бронетанковую и Артиллерийскую академии РККА. Часть студентов ушла на предприятия тяжелой промышленности, продолжая учебу без отрыва от производства.

Научно-исследовательская работа в институте в годы войны была полностью подчинена интересам фронта. Готовились докторские и кандидатские диссертации, выполнялись оборонительные заказы предприятий. Научную деятельность коллектива возглавлял проректор по учебной и научной работе, заведующий кафедрой деталей машин профессор В. А. Добровольский. Под его непосредственным руководством группа преподавателей осуществила ряд специальных теоретических и экспериментальных исследований, имеющих важное практическое значение.

С победоносным окончанием Великой Отечественной войны возрождение города-героя на Волге заметно ускорилось. В сентябре 1945 года было создано главное управление по восстановлению Сталинграда. В первую очередь восстанавливались и вновь строились жилые дома, лечебные и детские учреждения, школы, магазины. Решился вопрос и о размещении в одном из старых зданий Верхнего поселка тракторного завода механического института. Переезд произошел в мае-июне 1945 года. В трудный период становления института помощь коллективу оказали вузы Москвы, Ленинграда, Свердловска, Саратова. Они передали большое количество книг, учебное оборудование, металлорежущие станки, измерительные приборы и аппараты.

С начала 60-х годов институт быстро растет, вступает в новый этап своего развития. Это было обусловлено все ускоряющимся подъемом народного хозяйства страны, быстрым ростом промышленности, в частности, ее химической и нефтехимической отраслей в Волгоградской области.

До 1961 года в институте было два факультета: литейный и машиностроительный. В связи с созданием и развитием кафедр, увеличением числа специальностей и контингента студентов осуществлялись реорганизация и создание новых факультетов и других учебных подразделений. В 1963 году был создан химико-технологический факультет, а в 1962 г. литейный факультет был преобразован в факультет горячей обработки металлов. В 1963 году машиностроительный факультет разделился на автотракторный факультет и машиностроительный. Начавшееся в 60-х годах интенсивное внедрение ЭВМ для инженерных и экономических расчетов, а также для управления производством, поставило задачу создания в институте вычислительного центра как для использования его при выполнении научных работ, так и для учебных целей. Такой центр начал создаваться в 1968 году на базе кафедры электротехники и промышленной электроники.

К началу 80-х годов Волгоградский политехнический институт являлся крупнейшим многопрофильным вузом Поволжья, авторитетным научным центром страны, где осуществлялась подготовка инженеров для машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, автомобильного хозяйства, проводились важные для науки и народного хозяйства исследования. Высокая оценка государством в 1980 году заслуг коллектива за 50 лет существования вуза - награждение орденом Трудового Красного Знамени - вдохновила профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов на постоянный творческий поиск в целях совершенствования всех направлений деятельности института.

Блестящая плеяда ученых-политехников, таких как Б.И. Но, П.О. Пашков, А.Н. Рабинович, Э.А. Сатель, В.С. Седых, Н.В. Талантов, Н.В. Тябин, А.П. Хардин, заложила теоретические и практические основы развития известных в России и за рубежом научных школ химиков, металлургов, машиностроителей, материаловедов, сварщиков, приборостроителей и других. На базе проведенных фундаментальных исследований учеными университета открыт ряд принципиально новых технологий в области создания перспективных полимерных материалов со специальными свойствами, композиционных материалов с оптимальными свойствами, обработка металлов резанием, конструкционной прочности и эксплутационной надежности, транспорта, управления и динамики машин, экспериментальной физики и др.

С начала 90-х годов в России началось реформирование системы высшего образования с целью диверсифицировать существующую систему, сделать ее более многообразной, лучше приспособленной к внутренним потребностям России, к радикальным изменениям в ее экономике, социальной и общественной жизни, а также интегрировать российскую систему образования в мировую образовательную систему. Возглавил эту работу в вузе с 1989 году профессор Иван Александрович Новаков, избранный коллективом на должность ректора института. Проректорами института в этот период стали: по учебной работе - доцент В.А. Гудков (до 1993 г.), а затем профессор Ю. В. Попов; по научной работе - профессор М. Б. Диперштейн (до 1996 г.), а затем профессор В. И. Лысак; по обучению без отрыва от производства - доцент Ю. А. Бондарев (до 1999 г.), а затем профессор А. М. Дворянкин.

Достигнутый уровень научной и учебно-методической работы дал основание коллегии Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию преобразовать в марте 1993 года Волгоградский политехнический институт в Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ).

В числе первых вузов России Волгоградский государственный технический университет начал подготовку к введению новой структуры образования. Переход на многоуровневую структуру образования потребовал коренной перестройки методической работы. Нужно было реорганизовать главный орган, который координировал всю деятельность в этом направлении, научно-методический совет (НМС) университета. Состав совета был укреплен кадрами высшей квалификации - профессорами и ведущими доцентами, имеющими большой опыт работы в высшей школе, пользующимися авторитетом в коллективе. Научно-методического совет возглавил работу по подготовке новых учебных планов, рабочих программ, методическому обеспечению учебного процесса.

С 1991 года в ВолгГТУ действует рейтинговая система оценки труда преподавателей, позволяющая с помощью ряда показателей количественно оценить многогранную деятельность отдельных преподавателей, кафедр и факультетов. Преподаватели, имеющие наивысший рейтинг, в течение года ежемесячно получают надбавку к должностному окладу. Использование рейтинговой системы позволило существенно улучшить показатели деятельности вуза, а ректорату стимулировать те виды деятельности, которые являются приоритетными на каждом конкретном этапе.

С 1993 года в университете реализуется модульно-рейтинговая накопительная система оценки знаний студентов.

С преобразованием вуза в технический университет на новый, более высокий уровень, поднялись научно-исследовательские работы. Еще в 1992 году научно-исследовательский сектор вуза был переведен в первую категорию и преобразован в научно-исследовательскую часть. Перед учеными университета были поставлены задачи по расширению тематики и повышению качества научных исследований, участию в престижных научно-технических программах, международных конкурсах. Эти задачи последовательно претворяются в жизнь. С 1990 году университет участвует в выполнении финансируемых фундаментальных исследованиях, в частности, возросло количество полученных грантов.

В 2005 году университет торжественно отметил свое 75-летие.


Последнее обновление: 9 февраля 2011

Университет | Факультеты | Кафедры | Дополнительное образование | Наука | Студенту | Абитуриенту | Филиалы | Ресурсы | Документы | Контактная информация